Многие люди думают, что вышки-туры – современное изобретение. Это неверно. Данный вид оборудования применялся в Древней Греции еще 500 лет до н. э. Сохранившиеся изображения и записи также свидетельствуют об использовании башенных строительных лесов цивилизациями Египта, Нубии, Китая.
Помимо строительства, передвижные вышки-туры активно использовались в качестве осадных башен для штурма городских стен и крепостей.
Как устроена современная вышка-тура?
Находиться на платформе вышки-туры гораздо безопаснее и комфортнее, чем на лестнице-стремянке. Самая главная проблема обычных лестниц – нарушение центра тяжести, когда лестница теряет устойчивость из-за того, что работник сильно наклонился в сторону. Чтобы это предотвратить, лестницу необходимо часто передвигать. У вышки-туры имеется просторная рабочая площадка, позволяющая охватить за раз больше площади. Для высокой устойчивости применяются винтовые опоры и боковые стабилизаторы.
Три главных компонента конструкции: рамы, стяжки и настилы. Рамы и стяжки обычно изготавливаются из стальных и алюминиевых труб, обеспечивая высокую прочность и жесткость вышки. Алюминий предпочтительнее, поскольку он легкий и устойчивый к коррозии. Большинство моделей современных вышек тур собираются «труба в трубу», т.е. не требуют применения болтов, гаек и прочих крепежей. Это позволяет быстро собрать конструкцию силами всего одного-двух рабочих. В качестве настилов применяются деревянные щиты, толстая ламинированная фанера.
Важной деталью являются колесные опоры. Они в должны оснащаться тормозами. Рекомендуемый диаметр колес – не менее 160 мм. Ровное положение на поверхности достигается за счет винтовых опор, а устойчивость обеспечивается боковыми стабилизаторами, растяжками. Крепление к стене осуществляется регулируемым кронштейном с анкерным болтом.
Применение вышки-туры
Вышка-тура может задействоваться не только для отделочных или монтажных работ на высоте. Она подходит в качестве временного наблюдательного пункта на массовых мероприятиях, судейской вышки.